облачный сервис
исследование для разработки модели ко-маркетинга между вендором и партнерами
01.2022
beaker

мы сотрудничали с полносервисным агентством digital-коммуникаций Okkam (ex dentsu Russia) — вместе мы провели исследование, чтобы узнать, как люди принимают решение о покупке услуг облачных провайдеров. на основе полученных данных мы разработали 16 решений, которые помогут провайдерам улучшить свою стратегию партнерского маркетинга.

контекст

целью нашего клиента было активное увеличение продаж облачных продуктов. он работал не напрямую с конечными пользователями, а предлагал решения для разработчиков облачных сервисов (CSPs). задача компании заключалась в том, чтобы заинтересовать CSPs и их аудиторию в приобретении и использовании их продуктов, а также в повышении интереса аудитории к облачным сервисам. для решения этой задачи компания активно развивала партнерский маркетинг и вела совместные ко-маркетинговые активности с облачными провайдерами.

проблематика

использование облачных технологий российскими компаниями растет, но процесс внедрения облачных сервисов пока только набирает обороты.

этот процесс неоднороден — в зависимости от размера и сферы деятельности компании прибегают к разным моделям использования облаков, сталкиваясь с разными драйверами и барьерами.

кроме того, в процессе принятия решения о закупке облачных сервисов участвуют сотрудники с разными ролями. мониторинг рынка, поиск и отбор возможных решений и их провайдеров лежит в зоне ответственности системных администраторов/ИТ-сотрудников, а за выбор и принятие финального решения отвечают руководители.

у сотрудников разных специализаций может быть разный уровень осведомленности и опыта в использовании облачных технологий — поэтому у них возникают различные потребности в отношении информации об облачных сервисах.

как следствие, они имеют разные потребности в отношении информации об облачных сервисах. одни будут интересоваться, какие в принципе решения есть на рынке и какие из них подойдут их компании. другие же будут ожидать возможность получения кастомизированного решения, прозрачную информацию о ценообразовании и т. д.

на момент проведения исследования заказчик предлагал стандартные маркетинговые решения. по его оценке, они были недостаточно эффективны на российском рынке в силу локальных особенностей и специфики аудитории — как CSPs, так и конечных пользователей.
цель

совместно с крупным агентством digital-маркетинга мы поставили цель — разработать эффективные и долгосрочные маркетинговые кампании, которые будут отвечать как стратегиям CSPs, так и запросам их аудитории.

для этого необходимо было понять, как выглядит путь пользователя облачных сервисов в России. для этого понимания было важно выделить потребности и трудности аудитории, а также точки контакта пользователей с облачными сервисами, чтобы определить, через какие каналы они получают информацию об облачных сервисах сейчас.

в дальнейшем это позволило понять, на каких участках пути проблемы и потребности клиентов могут быть закрыты маркетинговыми активностями.


задачи
  • определить потребности и ожидания CSPs от совместных маркетинговых кампаний и проектов, а также целевую аудиторию для их реализации;
  • описать путь пользователей в принятии решения о приобретении услуг облачных провайдеров от момента формирования потребности до осуществления первой сделки;
  • найти ключевые точки контакта и каналы взаимодействия, а также потребности и барьеры, с которыми сталкиваются пользователи на каждом этапе пути.


мы провели комплексное исследование, которое включило серию глубинных интервью как с ключевыми российскими CSPs, так и непосредственно с пользователями облачных услуг, а также людьми, принимающими решение о закупке, но не являющимися фактическими пользователями облачных сервисов.
интервью с провайдерами

серия глубинных интервью с провайдерами облачных услуг позволила нам глубже погрузиться в рынок облаков в России — определить специфику основных игроков в этой сфере, описать барьеры и драйверы развития рынка, а также узнать об особенностях аудитории облачных продуктов и описать, как выглядит их путь в глазах самих CSPs

интервью с пользователями

в дальнейшем мы уточнили этот путь в ходе интервью с сотрудниками компаний-пользователей облачных сервисов, выяснив, как конечные пользователи принимают решение о приобретении облачных услуг, с какими потребностями и барьерами они сталкиваются на каждом этапе, а также к каким каналам обращаются для получения информации об облачных сервисах на каждом шаге.


респондентами выступили руководители IT- и бизнес-подразделений российских компаний из отраслей: ритейл, IT, медиа, страхование, сельское хозяйство, наука и образование.
некоторые результаты

в результате исследования мы сформировали три собирательных образа, которые характеризуют модели поведения конечных пользователей облачных услуг.

собирательные образы, или персоны, были спроектированы на основе следующих характеристик:

  • тип компании;
  • тип закупаемых услуг;
  • опыт покупки облачных услуг в целом, и опыт с текущим провайдером;
  • источники информации об облачных сервисах;
  • потенциал расширения сотрудничества.

определяющим критерием стала степень погруженности в рынок облачных услуг.

для каждого образа мы построили карты принятия решения (англ. — customer decision journeys, далее — CDJs) от момента формирования потребности до осуществления первой сделки


window
CDJs, спроектированные по результатам исследования
полученные инсайты легли в основу генерации идей и решений для маркетинговых кампаний, которая была проведена в формате воркшопа совместно с клиентом и digital-агентством.
background
рабочее пространство для генерации идей
16 идей и решений коллеги забрали на дальнейшую проработку и имплементацию в коммуникационную стратегию бренда.
Команда
Анастасия Блудова
исследователь
Вероника Толоконникова
руководитель отдела исследований
азбука life
разработка нового продукта для Азбуки Вкуса
01.2022